Как заработать на проведении вебинаров
ProstoWeb изучал сервис вебинаров - где их проводить и как на них зарабатывать в Украине. Высокая популярность вебинаров (онлайн семинаров и тренингов) свидетельствует о трансформации обширного рынка тренингов и семинаров в более удобный формат, не ограниченный логистически и более гибкий по цене в силу более низкой себестоимости.
Вебинары – это семинары или тренинги, проводимые онлайн на специальных площадках, где слушатели могут видеть и слышать докладчика, получать от него информацию и задания и давать ему обратную связь через специальный чат. Как автор вебинара может вести его из любой точки мира, где есть интернет, так и слушателей их местонахождение никак не ограничивает.
Вебинар – инфопродукт, но с более широким функционалом и возможностями «долгоиграющего» заработка. Вы можете зарабатывать непосредственно на доступе к нему. Можете записать вебинар на диск и продавать как инфопродукт. Можете использовать бесплатные (да и платные) вебинары для раскрутки себя как коуча и своих инфопродуктов (текстовых, мультимедийных). Следует лишь помнить, что слушатели вебинаров – люди, ориентированные на результат, поэтому более эффективна форма тренинга с заданиями (причем он может быть разбит на целую серию онлайн-встреч, например, ежедневно по часу в течение недели / месяца).
Я, автор…
Как и в случае с любым инфопродуктом, вы должны быть специалистом в теме, по которой собираетесь вещать. Есть несколько вопросов, вебинары-тренинги по которым сегодня весьма популярны: продажи, интернет-маркетинг, запуск бизнеса, копирайтинг и создание инфопродуктов, личные финансы, личная эффективность, личностный рост. В общем-то, ничего нового – так что есть возможность выбрать свою более узкую нишу и зарабатывать на экспертизе и консалтинге (изучив, конечно, спрос).

Кроме владения темой, вебинары требуют еще некоторых навыков. Здесь у вас нет возможности оттачивать формулировки или оглашать заранее написанный текст, так что потребуются ораторские навыки, отсутствие боязни микрофона, умение «держать» аудиторию. Впрочем, опытные авторы вебинаров утверждают, что мастерство оттачивается в процессе, так что нужно начинать и тренироваться, сначала на бесплатных вебинарах. Кроме того, «недикторская» живая речь позволит вам выделиться и запомниться.
Обратная связь – также весьма позитивный момент: заинтересованность аудитории вдохновляет. Однако не стоит поминутно отвлекаться на отзывы и вопросы, появляющиеся в чате. Ответам на них следует уделить время, например, в ходе выполнения вашими слушателями какого-то задания или в конце вебинара / его части. Важно и время проведения самого вебинара. Для индивидуальных слушателей удобнее вечерние часы в рабочие дни, для корпоративных – рабочее время.
Цифры: цена, реклама, техника
Цена на вебинары в рунете колеблется от 50 до 500 долл. США: все зависит от авторитетности эксперта, эксклюзивности темы и результативности тренинга. Рекомендуется даже гарантировать возврат денег, если слушатель не получил желаемого результата (не научился «копирайтить» продающие тексты, не создал инфопродукт и проч.). Обычно возвраты держатся в пределах 5-10%.
Первые вебинары можно делать бесплатными – с целью продвижения. Рекламу каждого события лучше запускать не позднее, чем за три недели до его проведения. В целом же стоит запараллелить процессы – вести один вебинар, рекламировать второй и готовить к запуску третий. Естественно, время от времени контент ваших тренингов / семинаров нуждается в обновлении.
С технической точки зрения вебинары не требуют больших усилий – их можно проводить через специальные площадки (иногда требующие доустановки некоторого ПО). Для вебинара вам понадобится компьютер, микрофон (желательно хорошего качества, например Podcast Factory) и интернет. Что касается собственно площадок для проведения вебинаров, то следует обратить внимание на такие характеристики: высокая мощность (выдерживает большое количество слушателей), простота использования для спикера и слушателей, простота регистрации на вебинар, техническая эффективность (передача звука и картинки), широкие возможности для спикера (блокировка и очистка чата, показ графики), наличие автоматических напоминаний о вебинаре для зарегистрировавшихся, удобство системы оплаты.

Большинство сервисов для проведения вебинаров поддерживают такие функции: доска для рисования, возможность показать презентацию, сделать общий для всех документ, показать рабочий стол на компьютере спикера, задать вопрос через микрофон или в чате, провести диалоги между слушателями, увидеть участников через веб-камеру.
Проводим здесь
Самый простой сервис, рекомендуемый начинающим, – kastim.ru. Он бесплатен, предлагает неплохое качество звука, простую регистрацию и минимально необходимые условия для работы. Через него можно проводить и бесплатные, и платные вебинары (в последнем случае комиссия сервиса за прием денег составит 10%). Такой же незамысловатый и бесплатный сервис Webinar2.ru, однако по нему есть жалобы, что может не справиться с нагрузкой и случаются задержки голоса, а также неадекватное отображение в разных браузерах.

Бесплатные возможности по проведению вебинаров доступны и на популярной англоязычной международной платформе WizIQ.com. Безвозмездно там предоставляется ограниченный функционал, а за абонплату 50 дол. / год – все прелести в виде техподдержки, файлообменника, большего дискового пространства, приема денег через сервис в случае платных вебинаров и удобного интерфейса. Отзывы об этой площадке преимущественно самые положительные.

Еще одна известная зарубежная площадка, которую рекомендую «вебинарщики», – GoToMeeting.com. В зависимости от количества участников ваших семинаров (от 100 до 1000) цена будет колебаться от 100 до 500 дол. / месяц (при годовой оплате – 20% скидки). Сервис предлагает полное сопровождение процедуры регистрации (даже подготовку пригласительного письма), брендирование вашим стилем, предварительную пробную сессию для проверки работы механизма, широкие возможности управления звуком, но без видео-вещания.

Если все же есть предпочтения по русскоязычному интерфейсу, то можно воспользоваться российскими платными сервисами. Наиболее часто рекомендуемый – Webinar.ru (аналогичная площадка работает и в Украине). Комплексные возможности, включающие функцию одного окна, демонстрацию графических файлов и рабочего стола, аудио- и видеовещание, доску для рисования, возможности записи и опросов, отсутствие необходимости установки дополнительных программ – лишь немногие из преимуществ площадки. Впрочем, цены внушительны: за вебинары с 25 участниками в месяц вы заплатите 2995 рос. руб. (~ 90 дол.), 150 участников – это уже 9995 руб. / мес., 500 участников – 19995 руб. / мес. Есть бесплатный доступ на 14 дней, при оплате за год – скидки. Подобные по диапазону услуг сервисы – comdi.com, webinary.biz (последний несколько дешевле, но сложнее в эксплуатации).

Также можно упомянуть украинскую площадку webinar.ua, отличающуюся, с одной стороны, отсутствием видеовещания, с другой, возможностью делить участников на группы, что хорошо для тренингов. Тарифы колеблются в пределах 25-125 дол. / мес., в зависимости от количества участников (15-100, 5 пользователей – бесплатно).

В некоторых случаях имеет смысл устанавливать систему проведения вебинаров непосредственно на своем сайте (если хотите замкнуть трафик на свою площадку) или в своей корпоративной сети (если есть необходимость проводить обучение для филиалов, разбросанных по стране). Организовать аудиовещание с вашего сайта поможет уже упомянутый kastim.ru (чат подключается через chatovod.ru, показ графики – через SlideShare). А для корпоративной сети пригодится v-class.ru (при традиционном использовании через браузер он сопоставим по ценам и возможностям с Webinar.ru, но тарификация весьма запутанна). Кстати, мировые лидеры IT-разработок предлагают профессиональные платформы (например, Adobe Connect или CiscoWebEx), которые позволят выполнять сложные корпоративные задачи в сфере вебинаров и видеоконференций.

Таким образом, решения найдутся на любой вкус и кошелек. А вот вести ли вебинары – это уже решать вам.
Сравнительная таблица
| Сервис | Абонплата за месяц | Примечания |
|---|---|---|
| Бесплатно | Интегрируется на сайт | |
| Бесплатно |
| |
| ~ 4 дол. (оплата за год) | Англоязычный. Бесплатно – ограниченный функционал | |
| 100-500 дол. | Англоязычный. При оплате за год – скидка | |
| ~ 90-600 дол. | Бесплатный доступ на 14 дней. При оплате за год – скидка | |
| ~ 90-600 дол. | Бесплатный доступ на 14 дней. При оплате за год – скидка | |
| ~ 90-600 дол. | Бесплатный доступ на 14 дней | |
| Индивидуальный тарифный план | Интегрируется в ІТ-структуру компании | |
| 25-125 дол. | До 5 участников бесплатно. Деление слушателей на группы | |
| 150-300 дол. | Сложная тарификация. Интеграция в ІТ-структуру компании |
Автор: Иван Макаренко
Забавное видео
В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!