Уроки Второй мировой: техническое противостояние

В преддверии праздника Дня Победы эксперт Prostomen решил вспомнить о моделях автомобильной военной техники, которую использовали в войне СССР и Германия. Предлагаем ознакомиться с немецкими и советскими легковыми и грузовыми автомобилями времен войны.





Уже в начале ХХ века военные прекрасно понимали, что начинается новая эпоха вооруженных конфликтов, в которых техническое оснащение армии играет ключевую роль. Не случайно, что придя к власти, Гитлер сразу приступил к перевооружению армии, поначалу обходя все запреты, принятые в отношении Германии, а потом и не скрывая своих имперских амбиций.

Надо сказать, немецкие инженеры всегда отличались хорошей теоретической школой и любовью к нестандартным решениям. Это позволило им создать передовые образцы необычной военной техники накануне Второй мировой войны, а педантичный подход ко всему – разработать единые стандарты и взаимозаменяемость узлов для различных производителей.

В результате, на немецкую армию вскоре работало большинство заводов Европы, которые придерживались разработанных немцами базовых типов унифицированных моделей. Причем, если в отношении шасси все должны были работать по единым чертежам, то, учитывая технологическую сложность двигательного производства, каждому заводу разрешалось использовать собственные моторы.

Хуже обстояли дела в Красной армии. Автомобильное производство в СССР только начинало развиваться, отталкиваясь от устаревших к этому времени конструкций американских машин, приобретенных советским правительством в 20 - 30-х годах. Плюсами этих машин были: простота конструкции, неприхотливость и невысокая стоимость производства. В условиях фронта эти черты оказались ключевыми, позволяя заправлять машины топливом низкого качества и даже керосином, или производить серьезный ремонт в полевых условиях в сжатые сроки.

Тем не менее, помощь союзников, начавших поставки военной техники с ноября 1942 года, сложно переоценить. Их легендарный Studebacker US6, Dodge WC и Willys прочно вошли в нашу историю. Они ассоциируются с легендарными реактивными установками «Катюша», а также первыми внедорожниками для разведки и руководящего состава.   

Колеса Вермахта

«Хорьх-901 Тип 40» - многоцелевой вариант, базовая средняя командирская машина, наряду с Horch 108 и Stoewer ставшая основным транспортом Вермахта. Комплектовались бензиновым мотором V8 (3,5 л, 80 л.с.), разными 4-ступенчатыми коробками передач, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и пружинах, блокируемыми дифференциалами, гидроприводом всех колесных тормозов и 18-дюймовыми шинами. Полная масса 3,3–3,7 т, полезная нагрузка 320–980 кг, развивали скорость 90–95 км/ч.

Stoewer R200 - выпускался фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Stoewer стал основателем целого семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4. Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах. Они имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75–80 км/ч.

Одной из самых оригинальных и интересных машин Германии стал многоцелевой полугусеничный тягач NSU НК-101 Kleines Kettenkraftrad сверхлегкого класса. Это был некий гибрид мотоцикла и артиллерийского тягача. В центре лонжеронной рамы помещался 1,5-литровый двигатель мощностью 36 л.с. от Opel Olympia, передававший крутящий момент через 3-ступенчатую коробку на передние звездочки движителя с 4 дисковыми опорными катками и автоматической системой подтормаживания одной из гусениц. От мотоциклов были заимствованы одиночное переднее 19-дюймовое колесо на параллелограммной подвеске, седло водителя и управление мотоциклетного типа. Тягачи NSU широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч.

Нельзя обойти вниманием легкий штабной автомобиль, производимый на платформе «народного  автомобиля» - VW Kubelwagen Typ 82. От своего гражданского «прародителя»  Kubelwagen  получил четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации, а его проходимость была лучше, чем у многих других легковых авто Вермахта.

Автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen, создан как дальнейшее развитие успешной конструкции KdF-38. Плавающий легковой автомобиль тип 166 был по многим узлам и механизмам унифицирован с вездеходом KfZ 1 и имел такую же компоновочную схему с двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Для обеспечения плавучести цельнометаллический корпус машины был выполнен герметичным.

Еще одной массовой моделью в войсках Вермахта стала ничем вроде бы не примечательная довоенная модель Opel Blitz. Его популярность базировалась на недорогой и простой конструкции. Эта модель пользовалась значительной популярностью на фронте из-за огромного спроса на трехтонки, как самый распространенный тоннаж по обе стороны фронтовой линии, а также благодаря наличию в модельном ряду версии с передним ведущим мостом. После провала «Блицкрига» и гибели большей части автопарка Германии в мясорубке Восточного фронта, неприхотливый Blitz стал наиболее массовой моделью армейского грузовика в частях Вермахта.

Немецкие инженеры создали отличные машины, сочетающие полный привод с независимой подвеской на винтовых пружинах. Оснащенные блокирующимися межосевыми и межколесными дифференциалами, а также специальными "зубастыми" шинами, эти внедорожники были способны преодолевать очень серьезное бездорожье, были выносливы и надежны. «Ахиллесовой пятой» этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания. А самым большим недостатком стала малая грузоподъемность армейских грузовиков.

Советская техника

«Полуторка» - ГАЗ-АА. Это самая знаменитая «рабочая лошадка», заслужившая любовь фронтовиков за простоту и неприхотливость. По своей сути, это модернизированная версия купленного в 20-х годах производства по выпуску грузовичков "Форд-АА". «Полуторка» была универсальным шасси практически для любой спецтехники: 17-местный автобус ГАЗ-03-30, санитарный автомобиль ГАЗ-55, пожарный автомобиль ПМГ-1,  полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей ГАЗ-60.

«Трехтонка» ЗИС-5 - также имеет американские корни и ведет свою историю с 30-х годов. Конструкция грузовика ЗИС-5 была фактически заново создана конструкторами АМО-ЗИС. Основной упор при адаптации американской модели к отечественным условиям был сделан на упрощении конструкции, повышении ремонтопригодности, а также на увеличении грузоподъемности и проходимости. Низкооборотный 6-цилиндровый мотор хорошо подходил для эксплуатации на бездорожье, а установка задних колес с развитыми грунтозацепами и цепей противоскольжения приближали его проходимость к полноприводным аналогам. Двигатель легко пускался на морозе и мог работать на любых низкосортных бензинах, а летом даже на керосине. На базе ЗИС-5 было разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на конвейер.

«Эмка» ГАЗ-М1 - эта машина выпускалась в довоенный период с 1936 года по август 1941-го и была преимущественно служебным автомобилем. После свертывания производства ГАЗ-М1 собиралась еще некоторое время из уже произведенных деталей. В военное время ГАЗ-М1 использовался как командирская машина. ГАЗ-АА и ГАЗ-М1 зарекомендовали себя как простые, надежные, неприхотливые в эксплуатации и несложные в ремонте автомобили, имевшие унификацию по деталям, узлам и агрегатам. В военных условиях эти качества были очень важны.

Основной моделью легкового вездехода для высшего командного состава Красной Армии стал ГАЗ-61-73 с закрытым кузовом от «Эмки». Потребность армии в подобных вездеходах была исключительно велика, однако уже в августе 41-го Горьковский автозавод остановил свой легковой конвейер: прекратились поставки холоднокатаного автомобильного листа для производства кузовов с южных металлургических заводов. Впоследствии, в 1942-1943 годах, завод периодически собирал небольшие партии ГАЗ-61-73. Такими машинами пользовались Маршалы Советского Союза И. С. Конев,  К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный и другие видные советские военачальники.

Вариант советского «джипа»  - ГАЗ 67. Используя опыт создания полноприводной "Эмки" и взяв за образец американский Willys, на ГАЗе в 1941 году создали автомобиль повышенной проходимости с упрощенным кузовом. Назывался он ГАЗ-64 и был скомбинирован из узлов ГАЗ-М1, ГАЗ-ММ и ГАЗ-61. ГАЗ-64 выделялся оригинальной зависимой подвеской передних колес на четырех продольных четвертьэллиптических рессорах.

В 1942 году автомобиль основательно модернизировали для улучшения поперечной устойчивости, колею колес расширили с 1250 до 1440 мм, увеличили мощность двигателя, изменили кузов. Эта новая машина – ГАЗ-67 (с 1944 года – ГАЗ-67Б), как и ГАЗ-64, использовалась для разведки, связи, могла буксировать легкую пушку. На базе ее агрегатов выпускались бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б.

Американская техника, поставляемая по Ленд-лизу

Studebaker US6 был самым популярным и востребованным грузовиком. Помимо перевозки грузов и личного состава, автомобиль служил и тягачом для легкой полевой артиллерии, а также использовался как шасси для реактивных установок «Катюша». На советском бензине Б-70 мотор выдавал всего около 70 л.с., а на бензине второго сорта с октановым числом 56 и того меньше - 66 л.с. Но падение мощности не сильно сказывалось  на эксплуатационных характеристиках, «переваривал» Studebaker и 56-й бензин. US6 оснащался 5-ступенчатой коробкой передач без синхронизаторов – 5F1R. Раздаточная коробка соединялась с коробкой передач коротким валом. Грузовики с колесной формулой 6х6 имели двухступенчатую раздаточную коробку с прямой и понижающей передачами.

Willys - это рамный открытый автомобиль с неразрезными мостами и увеличенным дорожным просветом. Коробка передач трехступенчатая, с синхронизаторами на второй и третьей ступенях. Добавленная в трансмиссию двухступенчатая раздаточная коробка позволяла понижать передачи и на пониженном ряду подключать передний мост. На шоссе Willys MB развивал до 104 км/ч, но был требователен к бензину (октановое число не меньше 70-ти) и смазочным материалам. За годы войны было построено 361 349 таких машин, а в СССР поставили более 51 тыс.

Dodge WC -  получил  название "Три четверти" за свою грузоподъемность в ¾ тонны – 750 кг. Сейчас его можно назвать тяжелым, многофункциональным внедорожником, ставшим предтечей появления семейства Hummer. Рядных 6-цилиндровых нижнеклапанных двигателей было 7 модификаций от 3,3 до 4-х литров, которые развивали от 79 до 99 л.с., что весьма неплохо по тем временам. Эти моторы работали с четырехступенчатой КПП и раздаточной коробкой, через которую можно было подключить переднюю ось.

Самыми распространенными были версии WC-51 и WC-52. Также производились трехосные артиллерийские тягачи WC-63, которых к нам попало сравнительно немного. Всего в СССР было отгружено 24 902 двухосных Dodge с бортовой цельнометаллической платформой, а также 300 штук трехосных.

Резюме

Несмотря на передовые технические решения, примененные Германией в армейских автомобилях, в жестких реалиях Восточного фронта лучше всего показала себя простая, но качественная и эффективная американская техника наших союзников. Их неразрезные мосты оказались проще и надежнее сложной и дорогой независимой подвески немцев, а практически всеядные моторы хорошо переносили отсутствие качественного горючего.





Автор: Александр Левчук

Источник: http://www.prostomen.com.ua/

Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма