Для "экстремалов": некоторые приемы контраварийного вождения зимой

Как говорят гуру различных единоборств: "Лучшая драка та, которой не было". Но, быть готовым к любым жизненным испытаниям просто необходимо. Prostomen подскажет несколько простых, но эффективных приемов зимнего вождения.





Казалось бы, приемы контраварийного вождения в современных авто с массой электронных помощников постепенно становятся ненужными. Но это не совсем так. Скорее, это справедливо для обычных дорожных условий.

Электронные помощники хорошо страхуют в городских условиях и тем более актуальны при движении по трассе, когда высокая скорость оставляет водителю совсем мало шансов на то, чтобы исправить допущенную ошибку в управлении.

В тоже время, зимой, а особенно в наших дорожных условиях, электронные помощники не всегда достаточно эффективны. В некоторых ситуациях навыки контраварийного вождения будут весьма кстати. Характерный пример – торможение в условиях гололеда на крутом спуске.

Казалось бы, что может еще сделать водитель, если он уже выжал педаль тормоза до упора, ABS лихорадочно трещит, а скорость не только не падает, а наоборот, нарастает? Именно в такой ситуации неожиданно для себя оказался один мой знакомый во время зимнего отдыха в Карпатах.

Пару занятий на автодроме помогли бы ему, справиться с этой, достаточно стандартной ситуацией. Но, он продолжал отчаянно давить на тормоз, упершись остекленевшим взглядом в снежный бруствер, являющийся последней преградой, отделяющей его от обрыва. Раллисты, в таких случаях, смотрят туда, куда собираются направить машину. Говорят, что моторная память сделает все остальное сама.

В данном случае, приятель тоже въехал туда, куда был направлен его взгляд, а отсутствие каких-либо навыков не позволило что-либо предпринять в этой ситуации. К сожалению, снежный бруствер не выдержал удар тяжелого внедорожника, и тот повис над пропастью передней осью.

Можно сказать, что всем пассажирам очень повезло. Ведь машина покачивалась над высоким обрывом, как в эффектном голливудском фильме. А в ожидании местного спасателя на лесовозе ее пришлось страховать всеми подручными средствами (в основном члены семьи держали машину руками за задний бампер).

Торможение

Так почему же хваленая ABS не справилась в этой ситуации? На самом деле ABS была придумана не столько для того, что бы уменьшить тормозной путь, а с целью сохранить управляемость автомобиля в экстремальной ситуации. Ведь часто бывает так, что водитель, начав экстренное торможение, вдруг понимает, что препятствие лучше объехать. Для такой ситуации и была создана ABS.

На голом льду, да еще и с горы, универсальная настройка антиблокировочной системы не очень эффективна. Но, если ей немного помочь старым дедовским способом, ритмично нажимая на педаль тормоза с интервалом примерно два раза в секунду, эффективность замедления существенно возрастает.

Хорошим подспорьем будет и последовательное переключение передач вниз. В данном же случае особо актуальна проблема в психологической неготовности к таким действиям. То есть можно знать обо всех этих способах замедления, но быть не готовым к их практическому применению в экстремальной ситуации.

Для тех же, у кого в автомобиле нет современных электронных помощников, без этих простых приемов зимой просто не обойтись.

Достаточно подкрепить теорию хотя бы несколькими часами самостоятельного обучения на подходящей площадке, и вождение зимой начнет приносить удовольствие.

Работа на площадке

Для тренировок подойдет любая ровная заснеженная площадка, еще лучше что-то вроде катка (финны любят замерзшие озера). На ней отмечаем границу начала торможения и коридор. Выбираем скорость движения, например, 40 км/ч, и просто тормозим, нажав педаль в пол. Отметьте место, где остановился капот вашего авто.

Теперь пробуем прерывистое торможение с равномерной частотой, когда мысленно можно отсчитать «раз-два». Этот интервал отсчитывается и для пауз, и для циклов нажатий. В зависимости от погодных и прочих условий, вы выиграете несколько метров, относительно первого результата. При условии, конечно, что удастся все сделать правильно.

Опытные инструкторы контраварийной подготовки могут держать тормозную педаль на грани блокировки колес – это еще эффективнее. Но чем более скользко под колесами, тем сложнее правильно это сделать. Так что в экстремальной ситуации лучше применять прерывистое торможение.

Еще один вид торможения, которому учат в школах контраварийной подготовки – торможение с разворотом машины под углом в 45-90 градусов к направлению движения. Этот вид торможения еще более эффективен, но воспользоваться этим приемом и психологически, и практически сложнее.

«Забрасывая» заднюю ось под углом к движению, мы получаем большую площадь контакта шин с дорожным покрытием. А в условиях зимы, задние колеса работают еще и как лопата бульдозера, собирая перед собой небольшой снежный бруствер. Это еще больше замедляет движение автомобиля.

Применительно к нашему примеру в горах, это выглядело бы так. Водитель, осознав всю опасность ситуации, принимает решение, во что бы то ни стало снизить скорость и вписаться в изгиб дороги. Для этого рулем следует чуть качнуть нос машины (понятно, что в сторону виднеющегося поворота, а не пропасти) и тянет за «ручник». Машину начинает разворачивать боком.

Тут надо рулем быстро корректировать направление ведущих колес, педалью тормоза работать, как при прерывистом торможении, а ручником можно корректировать степень заноса задней оси. В крайнем случае, если скорость не удалось погасить до безопасной, в таком положении можно «заправить» машину в поворот «по раллийному», то есть боком.

Опасность повреждения машины в этом случае остается, но это будут скорее мелкие повреждения, а никак не вылет с дороги в многометровую пропасть. Оценить эффективность всех описанных методов можно относительно результатов нашего первого торможения «в пол».

Поворот с боковым скольжением

Для того, кто уже научился тормозить, развернув машину боком, совершить в таком положении поворот уже совсем не сложно. Опять же, нужно смотреть туда, куда собираешься повернуть. Затем направляем туда управляемые колеса и дергаем ручник. Другие педали трогать пока не надо, разве только для заднеприводных авто - следует выжать сцепление.

Ручник нужно именно дергать, выжав кнопку его блокировки. «Хвост» понесло, сразу отпускаем ручной тормоз и быстро корректируем рулем управляемые колеса. Они все время должны быть направлены по траектории поворота. На выходе из заноса можно помочь передним колесам газом. Но нажимать на акселератор следует плавно, дабы не сорвать их в опасный букс.

Если в вашей машине стоит ESP (система стабилизации автомобиля), для отработки приема поворота с боковым скольжением, ее нужно отключить.

И, конечно же, не применяйте эти навыки на обычных дорогах. Другие участники движения вас, мягко говоря, не поймут. А вот быть готовым правильно применить приемы контраварийного вождения в экстремальной ситуации, нужно стремиться каждому водителю.

На нашем сайте можно узнать актуальные цены на:





Опубликовано на сайте: 18.12.2015

Автор: Александр Левчук

Источник: http://www.prostomen.com.ua/


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!